Деятельность
Школа приемного родителя
Школа приемных родителей
Школа приемных родителей (ШПР) – образовательное учреждение в России. Обучение в ШПР стало обязательным требованием для принятия в семью ребенка с 1 сентября 2012 года. Но уже за это время обучение помогло тысячам взрослым взять в семьи малышей и подростков. Чему учат в школе приемных родителей, почему эти занятия столь необходимы, насколько они могут влиять на решение усыновить ребенка или нет
Кто должен пройти ШПР?
Все кандидаты, за исключением:
- близких родственников ребенка (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами),
- отчима и мачехи,
- лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено,
- лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
Как утверждают специалисты, ШПР желательно пройти всем кандидатам в том числе и тем, кто не обязан это делать по закону — это поможет справиться с трудностями при адаптации ребенка в семье и предотвратить возврат ребенка в детский дом.
Программа ШПР
Требования к содержанию программы утверждены Приказом Минобразования и науки № 623 от 20 августа 2012 года. В завершение подготовки родители должны пройти аттестацию для получения свидетельства.
Длительность обучения в ШПР должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование).
Субъекты РФ самостоятельно определяют условия прохождения подготовки по очно-заочной форме.
Как проходит процесс подготовки?
Разные ШПР предлагают свои расписания занятий несколько раз в неделю по вечерам или по выходным.
Численность групп 10-15 человек. По мнению специалистов, численность группы должна давать возможность для проведения практических занятий, на которых родители могут рассказать о своих проблемах и участвовать в обсуждении значимых для них вопросов.
В некоторых ШПР проводится предварительное собеседование. Для прохождения ШПР заключается договор между ШПР и слушателями.
Занятия проводятся в форме тренингов, лекций, практических занятий.
Свидетельство о прохождении ШПР
По результатам подготовки в ШПР проводится аттестация, после чего выдается свидетельство о прохождении подготовки. Не выдается в случае пропусков в количестве, определенном требованиями о прохождении подготовки и договором со слушателем.
Осуществлять подготовку в ШПР и выдавать свидетельство о прохождении подготовки могут только уполномоченные организации, список которых по субъектам РФ размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей).
Свидетельства о прохождении подготовки бессрочны.
Как выбрать ШПР?
При выборе ШПР нужно ориентироваться на ее историю,опыт преподавателей ШПР, длительность работы и удобству обучения.
Обучение в ШПР – бесплатное.
Допускается очно-заочное обучение, в том числе с использованием дистанционных методов.
Какие знания можно получить в ШПР?
Программа ШПР включает 13 разделов, направлена на
- выявление и формирования воспитательных компетенций, родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей,
- ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями
- по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей и др.
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ
«Солнышко»
по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
с 16 октября по 20 ноября 2023 года
Время работы Школы «Солнышко –
Проведение занятий - по расписанию
Количество занятий в неделю – 3 раза в неделю
Адрес проведения занятий: г. Чебаркуль, ул. Калинина д.10
Участие в занятиях строго по предварительной записи
Запись по телефону: 8-351-68-55452
16 октября, пн; 13-00 час.
Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители.
Максимова Н.Н., заведующий отделением
18 октября, ср 13-00 час.
Формы семейного устройства.
Сопина И.И., директор
20 октября, пят., 13-00 час.
Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.
Камаргина С.Н., педагог-психолог
23 октября, пн, 13-00 час.
Этапы развития ребенка.
Ладыгина Н.В., социальный педагог
25 октября, ср, 13-00 час.
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, оставшегося без попечения родителей подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.
Ладыгина Н.В., социальный педагог
27 октября, пт, 13-00 час.
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
Камаргина С.Н., педагог-психолог
30 октября, пн, 13-00 час.
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
Максимова Н.Н., заведующий отделением
01 ноября, ср,13-00
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
Камаргина С.Н., педагог-психолог
03 ноября, пт,13-00 час.
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни.
Максимова Н.Н., заведующий отделением
Особенности полового воспитания приемного ребенка
врач-педиатр
06 ноября, пн, 13-00 час.
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Ладыгина Н.В., социальный педагог
08 ноября,ср, 13-00 час.
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи граждан.
Сопина И.И., директор
Гладких Н.М.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Приглашенные специалисты
10 ноября, пт,13-00 час.
Цели и порядок прохождения дополнительной программы программы специальной подготовки
Максимова Н.Н., заведующий отделением
Правовые основы подготовки
Сопина И.И., директор
Гладких Н.М.
13 ноября, пн, 13-00 час.
Раздел«Специальный»
Прием в семью детей старшего возраста
Прием в семью нескольких детей братьев и сестер (сиблингов).
Камаргина С.Н, педагог-психолог
15 ноября, ср, 13-00 час.
Прием в семью детей с ОВЗ.
Камаргина С.Н, педагог-психолог
врач-педиатр
17 ноября, пт,13-00 час.
Обеспечение социального взаимодействия, подготовка детей к самостоятельному проживанию.
Хохлова Н.С., социальный педагог
Взаимодействие семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими
Приглашенные специалисты
20 ноября ,пн, по графику
Подведение итогов освоения программы подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью.
Итоговая аттестация.
Аттестационная комиссия